- водуизм
водуи́зм, воду (vaudou, voudoo, от дагомейского термина «водун», то есть дух, божество), афро-христианский культ в Гаити. Как сочетание западно-африканских культов и племенных традиций, прежде всего Дагомеи, Конго и Судана, был распространён среди негров-рабов, завезённых на Гаити из Африки. На Гаити В. претерпел значительные изменения, вобрав в себя элементы католицизма (поклонение Иисусу Христу, богоматери, святым), а также верования, возникшие на местной гаитянской почве, в основном верования в магическую силу божеств или духов лоа, которые постоянно вмешиваются в жизнь людей, покровительствуют или вредят им. Лоа часто отождествляются с католическими святыми. Лоа антропоморфны, враждуют друг с другом, любят власть, хорошую еду и напитки. Наиболее почитаемые лоа: Легба, или папа-Легба (отождествляется со св. Антонием, покровителем бедняков), посредник между человеком и другими лоа, поддерживает связь между небом и землёй; Дамбалла-уэдо (отождествляется со св. Патрицием) бог змей, хозяин дождя, и его жена Аида; Эрзюли-Фреда (отождествляется с девой Марией) богиня любви, домашнего очага и чистоты; Огун, или Огун-Ферай, бог войны, покровитель воинов, символом которого является меч; Геде-Нимбо, или Барон-Самди (Барон-Суббота), бог мёртвых, олицетворение смерти, один из самых могущественных и грозных лоа. Почитаются также различные местные и домашние лоа, духи природы.
В. не имеет единого культового церемониала, «духовного главы» и церковной иерархии. Общины последователей В. возглавляют жрецы (унган, папалоа) или жрицы (мамбо, мама-лоа). Во время церемонии, совершаемой в общинном святилище (как правило, обычная хижина), жрец и его помощники рисуют на полу и стенах кабалистические знаки (веве) символы различных лоа; центральное место занимают ритуальные танцы и пляски под барабанную музыку. Приносятся жертвоприношения (домашние животные, птицы, вино, фрукты). Жертвенное животное частично съедают участники церемонии, частично «отдают» лоа. Кульминация церемонии В. впадение в транс одного из участников, которого, как бы «осёдлывает» вызываемый лоа.
Против В. ведёт энергичную кампанию католическая церковь. Однако значительная часть населения Гаити признаёт или допускает культ В. Жрецы пользуются авторитетом в сельских общинах, в меньшей степени в городах. В сельских общинах они нередко являются политической агентурой правящей верхушки, в частности во время избирательной кампаний.
Литература:
Лаврецкий И. Р., Боги в тропиках, М., 1967;
Мартынов М. В., Гаити, М., 1969;
Гонионский С. А., Гаитянская трагедия, М., 1974;
Herskovits M. J., Life in a Haitian valley, N. Y.L., 1937;
Мétraux A., Le vaudou haïtien, 3 ed., P., 1958;
Religion and politics in Haiti, Wash., 1966.М В. Мартынов.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.